?

Log in

No account? Create an account
 
 
05 September 2010 @ 10:34 am
Пестум: Храмы  
Пестум – это живая глава из истории древнегреческой архитектуры. Три хорошо сохранившихся храма позволяют понять, как шло становление дорического ордера. Когда храмы разных эпох можно сопоставить не по схемам, а просто увидеть их стоящими рядом друг с другом, это производит очень сильное впечатление. Два храма Геры, разделенные столетием, на фоне синеющих гор, в обрамлении каменных дубов и пиний производят не меньшее впечатление, чем ансамбль афинского акрополя:

Пестум



Храм Геры I был воздвигнут в середине VI века до н.э. Путешественники XVIII века называли его «Базиликой», так как считали его не храмовым, а общественным сооружением. Действительно, пропорции здания и его планировка сильно отличаются от классического периптера. Соотношение колонн здесь 9 : 18. Нечетное количество колонн главного фасада объясняется тем, что храм имел два входа, а его целла была разделена колоннадой на две части:

Храм Геры I

От внутренней колоннады до нас дошло несколько колонн:

Храм Геры I

Архаична не только планировка храма Геры I, но и сам дорический ордер. На фоне классической колоннады храма Геры II, колонны раннего храма кажутся вылепленными из мягкого материала, хотя и в том и в другом случае использован один и тот же известняк:

Пестум

Одинаковые элементы трактованы по-разному. В первую очередь, бросается в глаза «расплющенный» эхин. В классическом варианте – это плита в виде усеченного конуса. Здесь же правильная фигура видоизменилась под воздействием тяжести антаблемента. Такое же впечатление производит и ствол колонны: он тоже словно сжался под тяжестью. Кстати энтазис, утолщение колонны, своеобразное вздутие, находится не на 1/3 высоты ствола, а примерно на его середине. И все это хорошо видно, когда смотришь на колоннаду архаического храма на фоне колоннады классической:

Пестум

Так и напрашиваются аналогии с греческой скульптурой. Архаические колонны напоминают мне Клеобиса и Битона:

Клеобис и Битон
http://fotki.yandex.ru/users/janet1981/view/101491/?page=1

А классические колонны вызывают в памяти образы куросов ранней классики:

Куросы ранней классики

Во второй половине VI века до н.э. был построен храм Афины, которое прежнее поколение искусствоведов именовало храмом Деметры:

Пестум

У этого небольшого храма уже классическое соотношение колонн – 6 :13. Остатки мощной фронтонной плиты сообщают его облику дополнительную стройность:

Храм Афины

Колонны храма Афины словно начинают более активно сопротивляться давящей на них тяжести:

Храм Афины

И хотя эхин не обрел еще жестких очертаний, он стал менее аморфным, более упругим:

Храм Афины

Главная же слава Пестума – храм Геры II, возведенный в середине V века до н.э. В старых книгах его именуют храмом Посейдона. Это – образец чистой дорики, тяжеловесной и мужественной. Как Эрехтейон – квинтэссенция женственного ионического ордера. Поэтому так грустно расставаться в данном случае с образом Посейдона!

Храм Геры II

Храм сохранил не только внешнюю, но и части внутренней колоннады. При этом внутри колонны располагались в два яруса:

Храм Геры II

Храм Геры II

Колонны обрели мощь и упругую силу. Каждый элемент ордерной системы словно отточен. Идеальное начало становится на этом этапе важнее стихийного. Мы находимся в мире олимпийских богов, а не титанов:

Храм Геры II

Но не надо забывать, что любуемся мы сейчас не телом, а скелетом. Поэтому, по сути, так невелика в данном случае разница между Герой и Посейдоном – у скелетов различия меньше бросаются в глаза. Да, в отличие от Гёте и его современников, мы знаем, что храмы были раскрашены, что важную роль играл их скульптурный декор. Но перед нашими глазами те же руины, что и перед путешественниками XVIII века:

Храм Геры II

Храм Геры II

И мы, к счастью, еще не утратили способности любоваться руинами, видеть как вечерний свет ласкает колонны:

Храм Геры II

Об этом прекрасно писал в «Образах Италии» Павел Муратов: «Камень, из которого сложены храмы,— известняк, род римского травертина. Время придало ему густой золотистый цвет, хранящий вечное и живое тепло солнца. Такой камень кажется живым веществом, не особенно отличным от человеческого тела»:

Храм Геры II

О заповеднике и музее в Пестуме:
http://cicerone2007.livejournal.com/44169.html
http://cicerone2007.livejournal.com/34727.html
 
 
 
(Deleted comment)
Наталья Самойленко: удивлениеcicerone2007 on September 5th, 2010 08:19 am (UTC)
Казаться может что угодно) Есть очень существенные различия и на уровне архитектуры, и на уровне скульптуры. Любой разговор о влияниях надо иллюстрировать конкретными примерами.